Законотворчество
Система экологического права
Система экологического права включает в себя как базовые, так и вторичные (экологизированные)
нормы. К базовым нормам относятся правовые документы, имеющие прямое отношение к
экологическим вопросам, а вторичные нормы - это нормы, непосредственно не связанные с
экологией, но исполнение которых существенно влияет на различные сектора экологической сферы.
Сегодня важность экологических проблем постоянно растет, и на этом фоне наблюдается
экологизация права, то есть, с одной стороны, все большее количество норм так или иначе
затрагивает экологические вопросы, а с другой стороны, экологические нормы начинают "проникать"
во многие другие правовые сферы. Базовые нормы являются либо комплексными - имеющими
отношение к широкому кругу экологических проблем и различным экологическим объектам или к
окружающей природе в целом - либо отраслевыми, то есть относящимися к определенному аспекту
экологии или какому-либо объекту. Соответственно они принимаются либо органами общей
компетенции: Федеральным Собранием, Президентом, Правительством Российской Федерации и
аналогичными органами субъектов федерации; либо отраслевыми органами: министерствами,
комитетами, службами, надзорами, агентствами и т.п. Исключения составляют законы Российской
Федерации, которые могут иметь как комплексный, так и отраслевой характер.
Приоритетность норм в экологическом праве
Наибольшей юридической силой в системе экологического права, как и в российском праве вообще,
обладает Конституция Российской Федерации. Затем следуют Конституционные законы и
федеральные законы Российской Федерации. Конституции и законы субъектов федерации не должны
противоречить аналогичным федеральным нормам и являются приоритетными в вопросах предметов
ведения субъектов федерации. За ними следуют указы и распоряжения Президента Российской
Федерации, далее - постановления Правительства Российской Федерации, затем - приказы и другие
нормативные документы министерств, комитетов, служб, надзоров, агентств и др. органов
исполнительной власти Российской Федерации. После располагаются правовые акты
соотвествующих исполнительных органов власти субъектов федерации. Замыкают перечень
нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Кроме приоритетности, связанной со
статусом документа, существует приоритетность по срокам принятия: при противоречии между двумя
нормами одного статуса действует положение предусмотренное нормой, принятой позднее; при
противоречии нормы общего характера и специальной нормы, применяется положение специальной
нормы.
Несколько правил, помогающих ориентироваться в экологическом праве
Для того, чтобы неспециалисту в области права было проще ориентироваться в имеющемся
многообразии эколого-правовых норм, предлагаем несколько правил:
1. Поскольку период становления отрасли права неизбежно связан с множеством коллизий, при
рассмотрении того или иного вопроса целесообразно исходить из приоритетности правовых норм,
что поможет избежать лишней работы и путаницы. Базовыми во всех вопросах экологического права
являются положения Конституции Российской Федерации и в первую очередь статья 42,
закрепляющая право каждого на благоприятную окружающую среду.
2. В каждом конкретном случае следует также выяснить, по поводу чего возникли эколого-правовые
отношения - здоровье гражданина, объект природы (леса, воды, недра, воздух и т.п.) или комплекс
объектов. Особенности правового регулирования в экологическом праве во многом зависят от
характера природного объекта и от того, в каком качестве он выступает - объект особой охраны,
ресурс, продукт потребления и т.д.. Четкое определение объекта и его специфических черт позволит
выявить более узкую область эколого-правовой сферы, относящуюся к вашему случаю.
3. Часто поиск необходимых норм можно облегчить, выяснив, какой отраслевой орган может
принимать решения по данному вопросу. Названия многих министерств, комитетов и других органов
в ряде случаев прямо говорят с каким объектом природы они работают: Роскомзем, Росгидромет,
Минздрав и т.п. Это дает возможность искать нормы по предполагаемому автору. Но надо помнить,
что всегда могут оказаться нормы, связанные с вашим вопросом, принятые органом власти, не
имеющим непосредственного отношения к рассматриваемому объекту природы.
4. В связи с тем, что экологическое право складывается на основе различных правовых институтов,
правовые аспекты экологических проблем удобно рассматривать через призму составных частей
экологического права - одни отношения могут регулироваться законодательством о
природопользовании, другие - об охране природы, третьй - об экологической безопасности.
Руководствуясь этим правилом проще найти необходимые нормы, приложимые к вашей проблеме.
Hosted by uCoz