Гибридные двигатели
Гибрид - это всегда компромисс. В данном случае - это попытка модернизации электромобиля за счет
бензинового двигателя, и наоборот, бензинового автомобиля за счет электромотора. В самом деле,
почему бы не совместить отработанные технологии?
За чей счет экономия? Грубо говоря, чем мощнее мотор, тем больше он "кушает". Отсюда вопрос: а зачем нужны, к примеру, 200 лошадиных сил? Ответ: для быстрого разгона и подъемов.
Так. Представим себе, что едем по шоссе с постоянной скоростью 90 км/ч. Мощность двигателя расходуется на преодоление внешнего сопротивления (воздух, дорога), на внутренние потери в автомобиле (коробка передач, дифференциал) и на привод дополнительного оборудования (генератор, компрессор). На все на это надобно только каких-то 20 л.с! Бензин, можно сказать, вылетает в трубу.
А если поставить двигатель небольшой мощности, но совместить его с электромотором? Тогда на обычных нагрузках можно расходовать бензин, а когда потребуется разогнаться или впереди покажется подъем, подключится электрика и кратковременно "поможет". Или наоборот, поставить полноценный бензо-движок и заводить его лишь иногда, в помощь электрическому.
Электромотор подсоединен позади бензинового трехцилиндрового двигателя прямо к маховику и
сообщается с обычной механической коробкой передач. Он выполняет несколько функций: добавляет
"мощи" при разгонах и движении в гору, вырабатывает электричество и пускает двигатель, замещая
стартер. Однако он не может работать в одиночестве - для движения автомобиля нужно обязательно
завести основной двигатель. Дополнительная зарядка батарей "от розетки" не требуется, поскольку
всю необходимую энергию обеспечивает сам мотор во время торможения машины.
Кроме "продвинутого" силового агрегата, двухместный Insight отличается малым весом и отменной обтекаемостью - с коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,25.
При создании же
Toyota Prius все силы были брошены на уменьшение вредных выбросов. Для этого "тойотовцы" изобрели более сложный параллельный вариант с некоторыми свойствами последовательной схемы (см. рис.). Бензиновый полуторалитровый двигатель включается только в определенных условиях (при достижении автомобилем определенной скорости) и работает в наиболее эффективном диапазоне оборотов. Раскручивается всего до 4500 об/мин, при которых выдает на-гора 70 л.с. Электрический мотор располагает 44 л.с. и …350 Н*м крутящего момента в районе от 0 до 400 об/мин - более чем достаточно, чтобы обойтись без ДВС вообще.
Но изюминой Prius является уникальный "делитель мощности" (см. рис.), соединяющий оба мотора и
заменяющий коробку передач. Он представляет собой планетарный редуктор, к разным элементам
которого подводится мощность от силовой установки. Электромотор вращает эпицикл, соединенный
напрямую с дифференциалом. Солнечное колесо приводится в движение генератором, а водило -
двигателем. От соотношения скоростей вращения этих элементов зависят обороты эпицикла и, в
конечном счете, ведущих колес.
 
В результате машина может ехать на любом из источников энергии, работающих как вместе, так и порознь. Так же как и на Honda, никакой внешней зарядки аккумуляторов не нужно.
Ну, что ж, число покупателей этих моделей растет - кого-то беспокоит "озоновый слой", кто-то экономит деньги, а кому-то просто нравится быть оригиналом.
 
Не последнюю роль играют и заводские гарантии - у обоих машин она составляет 8 (!) лет на силовой агрегат и 3 года на "остальное".
Hosted by uCoz